Toggle

Орнамент в круге

15 Декабрь 2011
15 Декабрь 2011 Просмотров: 16375 Автор: Вячеслав Родэ

Орнамент в кругеКруг‭ ‬-‭ ‬это вам не какой-нибудь квадрат или треугольник.‭ ‬Круг не вставляли‭ ‬ в орнамент‭ для заполнения пространства‭ (‬ну,‭ ‬во всяком случае,‭ ‬раньше‭)‬.‭ ‬Круг‭ –‬это идеальная форма,‭ ‬не имеющая углов,‭ ‬издавна‭ ‬она ассоциировалась с солнцем,‭ ‬а так же со всеми солнечными богами.‭ ‬И я говорю не только про египетских богов с шарами на голове,‭ ‬а и‭ ‬про и последующее заимствование этого символа всеми культурами вплоть до сегодняшних дней.‭ ‬Например,‭ ‬в христианских изображениях можно заметить нимб,‭ ‬или изображение головы‭ ‬святого внутри круга.‭ ‬Круг является‭ ‬символом‭ ‬совершенства и гармонии.‭ ‬Вся гармония нашего мира заключается в этой форме,‭ ‬будь то движение планет,‭ ‬круговорот различных‭ ‬веществ в природе‭ ‬или пищевая цепь,‭ ‬которая на самом деле замкнута,‭ ‬и не имеет такой линейный вид,‭ ‬как ее изображают.

Но тема этой статьи не‭ ‬столько сам круг,‭ ‬как‭ ‬растительный орнамент в круге.‭ ‬Те читатели, ‬кто уже изучали  предыдущие статьи,‭ ‬‬понял,‭ ‬что‭ ‬в любой композиции схемой орнамента часто является сама симметрия данной геометрической формы.‭ ‬То есть,‭ ‬если бы мы,‭ ‬например,‭ ‬захотели бы нарисовать растительный орнамент в квадрате с‭ ‬лучевой симметрией,‭ ‬то количество веток,‭ ‬торчащих в разные стороны из центра композиции,‭ ‬было бы кратно‭ ‬количеству углов геометрической фигуры.‭ ‬Делаем вывод:‭ ‬гармонично бы было изобразить‭ ‬4‭ ‬или‭ ‬8‭ ‬элементов.

Но в круге нет углов,‭ ‬и в нем можно увидеть все виды симметрии,‭ ‬которые используются при создании орнамента.‭ ‬Поэтому уместно сказать,‭ ‬что‭ ‬круг не только идеальная форма,‭ ‬но и максимально либеральная.‭ ‬Форма круга не диктует вам,‭ ‬сколько элементов вы можете изобразить,‭ ‬их может быть‭ ‬3,‭ ‬4‭ ‬или‭ ‬10‭ ‬.‭ ‬Самый классический способ‭ ‬создания композиции‭ ‬-‭ ‬это лучевая симметрия.‭ ‬Несколько‭ ‬растительных ветвей лучеобразно растут из центра круга в сторону границ композиции,‭ ‬или наоборот растения вырастают из краёв композиции и тянуться к центру.‭ ‬Не забывайте,‭ ‬что лучевая симметрия предполагает повторение одного элемента.‭ ‬Поэтому вы не можете каждую ветку сделать разной.‭ ‬Если вы уже и хотите разбавить однообразие орнамента,‭ ‬можете создать‭ ‬эффект чередования двух различных веток.‭ ‬Нехитрый прием взять за основу композиции свастику.‭ ‬Свастика легко компонуется в круге,‭ ‬опираясь на этот древний символ,‭ ‬мы можем заставить орнамент зрительно вращаться.‭
Приведу пример.‭ ‬Мы рисуем орнамент в круге.‭ ‬Лучевая симметрия‭ ‬,‭ ‬4‭ ‬ветви растущие от центра круга в виде креста.‭ ‬Представьте,‭ ‬что в круге нарисованы ромашки с‭ ‬2‭ ‬листиками.‭ ‬А теперь мы создаем эффект свастики‭ ‬-‭ ‬берем и так выкручиваем стебли,‭ ‬чтобы цветки ромашек полностью поменялись местами,‭ ‬но при этом основание стебля осталось неизменным.‭
Второй способ‭ ‬-‭ ‬это использовать линейный орнамент,‭ ‬классически это выглядит,‭ ‬как обрамление орнаментов круглой формы,‭ ‬и подойдет для росписи тарелок или зеркал.‭ ‬Часто‭ ‬круг полностью‭ «‬обматывают‭» ‬линейными орнаментами.‭ ‬При таком подходе нередко самые незамысловатые элементы могут выглядеть достаточно эффектно. В конце концов,‭ ‬вы можете синтезировать несколько приемов в одной работе.‭ ‬Например:‭ ‬в центре круга лучевая композиция,‭ ‬а по краям линейный орнамент.
Не забывайте,‭ ‬что симметрия помогает,‭ ‬но не диктует вам принцип рисунка,‭ ‬вы не должны получить иллюстрацию видов симметрии,‭ ‬а орнамент,‭ ‬поэтому стебли или лисья ромашки могут граничить,‭ ‬или даже срастаться с соседним растительным элементом.‭ ‬Постарайтесь,‭ ‬что бы ваша лучевая композиция не напоминала солнышко,‭ ‬нарисованное ребенком.‭ ‬Пусть каждый элемент,‭ ‬будь то лист,‭ ‬стебель или цветок,‭ ‬взаимодействует с соседним элементом,‭ ‬огибая,‭ ‬обнимая его.‭ ‬В конце концов,‭ ‬вы можете не зацикливаться на одном виде композиции или форме,‭ ‬пусть внутри вашего круга‭ ‬будут квадраты или треугольники,‭ ‬лучевая и зеркальная симметрия.‭ ‬Внутри которых растут ваши ромашки.‭ ‬Вывод очень прост:‭ ‬сама форма и симметрия диктует и направляет вас к созданию орнамента,‭ ‬вы же просто воплощаете ее в орнаменте.‭

Растительный орнамент в круге‭ ‬-‭ ‬это не просто хаотично напичканный цветочками кружок,‭ ‬как и в любом другом орнаменте,‭ ‬в нем должна быть своя логика и порядок.‭ ‬Взгляните на орнамент с зонтичными растениями‭‬,‭ ‬в растительном элементе присутствуют крупные листья,‭ ‬мелкие и дробные‭ ‬почти у основания.‭ ‬Автор‭ ‬создал три основные массы.‭ ‬Я писал‭ ‬про это отдельную‭ ‬статью.‭ ‬Но основная масса распределена только в центре,‭ ‬а по краям размещены только сами зонтичные цветы,‭ ‬нарисованные линиями,‭ ‬имеющие слишком воздушный характер.‭ ‬Для того что бы уравновесить тяжесть листьев в центре композиции,‭ ‬и воздушность краев композиции,‭ ‬автор придумал на концах некоторых зонтичных‭ ‬соцветий нарисовать цветы с шестью лепестками.‭ ‬Посмотрите на центр композиции и на края,‭ ‬стилизация соцветия и листьев слишком разная,‭ ‬и шестилепестковые цветы были созданы,‭ ‬что бы уравновесить и объединить весь орнамент.‭ ‬Обратите внимание,‭ ‬что если бы стерли резинкой круглую окантовку орнамента,‭ ‬то он все же остался‭ ‬бы круглым.‭ ‬Соцветия как бы поддерживают эту форму.‭ ‬Неплохой пример к одному из законов‭ ‬зрительного восприятия:‭ ‬не обязательно,‭ ‬что бы детали орнамента‭ ‬плотно‭ «‬облепливали‭» ‬края.‭ ‬Нередко бывает‭ ‬достаточно,‭ ‬что бы некоторые элементы‭ ‬немного прикасались друг к другу.‭ ‬Стилизация всех листьев и бутонов‭ ‬подобна.‭ ‬И по цвету и по форме листья и бутоны‭ ‬очень похожи,‭ ‬это добавляет ошущение единства в орнаменте.‭
Мой преподаватель говорил,‭ ‬что часто именно анализ увиденного помогает‭ ‬быстро научиться рисовать орнаменты.‭ ‬Научитесь видеть узор изнутри,‭ ‬анализировать его.‭ ‬Научитесь изучать удачные,‭ ‬а может и неудачные элементы,‭ ‬копировать их.‭ ‬Я лишь обратил ваше внимание на закономерность всех элементов,‭ ‬но в дальнейшем рекомендую научиться,‭ ‬самим видеть эту закономерность.‭
На этом все.‭ ‬Творческих успехов‭)))‬.