Toggle

Древние традиции Украинского орнамента.

Печать E-mail
Просмотров: 4242

Украинский исторический музей города Днепропетровска обладает Уникальной коллекцией рушников (полотенец), которые хранят древнейшие орнаментальные традиции. Об этом рассказывает Ирина ФОМЕНКО, старший научный сотрудник Днепропетровского Исторического Музея.

орнамент

 

Ценная коллекция полотенец, платков, образцов вышивок хранится в этнографическом собрании Днепропетровского исторического музея. Большую часть коллекции составляют ткани конца XVIII-XIX вв. с Екатеринославской, Подольской, Полтавской, Черниговской, Киевской губерний.

Большую роль в жизни украинского народа играли полотенца, столь распространенные в различных семейных церемониях и обрядах: во время сватовства, свадьбы, похороны, закладки дома и на новоселье, встречи почетных гостей, рождение ребенка.

орнаментрушник

Имели они символическое значение и в отделке дома, поскольку в древние времена возникла вера в их охранные свойства. Не менее важную роль играла в обрядах, в семейном быту.

Коллекция музея. Украинский орнамент.Коллекция музея. Украинский орнамент.

Собрание значительно пополнилось в 1904 - 1905 гг., когда в связи с подготовкой к XIII археологического съезда в Екатеринославе по инициативе Яворницкого была организована этнографическая экспедиция для исследования и собирание памятников в Екатеринославской губернии. По приглашению Дмитрия Ивановича активное участие в ней принял харьковский этнограф В.О.Бабенко, получивший для музея ценный материал, и опубликовал свои исследования.

Тогда же, в ознаменование столетия местной духовной семинарии, по решению Епархиального съезда духовенства по благословению епископа Таганрогского и Екатеринославского Симеона, Яворницкий обследовал церкви губернии для создания в музее церковного отдела. В фонды попали не только древние сакральные предметы, но и полотенца, платки, ковры, запорожские пояса  богатым старинным орнаментом. Многие произведения украинского декоративно – прикладного искусства поступило из собственной коллекции выдающегося украинского живописца О.Г.Сластиона, с которым много лет дружил и переписывался Дмитрий Яворницкий.

Сластион делал зарисовки памятников украинской старины, образцов орнамента, собирал этнографические материалы, в том числе старинные запорожские вещи - для себя и для Яворницкого. Со временем, оказавшись в затруднительном положении, М.О.Сластион продал свою коллекцию в Екатеринославский музей дешевле настоящей цены, мол, только у Д.И.Яворницкого они и сохранятся.

Первую попытку систематизировать этнографическое собрание Екатеринославского - Днепропетровского музея (в том числе и коллекцию полотенец) сделал известный украинский ученый Кравченко В.Г., который работал в музее в 1932-1933 гг. и подготовил рукописный каталог.

Коллекция музея. Украинский орнамент.

В этом сборнике, кроме украинских, есть полотенца российские, греческие, грецкие, полотенца и платки свадебные, погребальные, пасхальные. Их вышивки привлекают своеобразием орнаментов и неповторимостью.  Мотивы орнаментов поражают трогательной наивностью, детской непосредственностью в изображении окружающего мира - насекомых, птиц, зверей, фантастических существ.

Привлекает внимание полотенце из домотканого полотна конца XVIII - начала XIX в.  Вышитое  красными нитками, на котором изображено  суточное движение Солнца вокруг мирового дерева, окруженного причудливыми зверями, птицами со многими ножками, звездами. Знаки Солнца (в виде свастик, розеток, ромбов с лучами, крестов в круге), Луны, звезд,  можно увидеть на многих образцах вышивок и других бытовых предметах музейного собрания - кафеле, балках домов, деталях прядок, писанках.

Коллекция музея. Украинский орнамент.Коллекция музея. Украинский орнамент.

На многих свадебных платках, женских рубашках видим знаки засеянного зерном поля (ромбо-точечные), воплощающие идею плодородия земли и женщины.

Мотивы дерева приобретают в народной вышивке различные формы. Порой воображение вышивальщиц наделяло их антропоморфными чертами. Так, мастерица изобразила  деревья - большое и маленькое - на полотенце середины XIX века. Оно расшито  красными, желтыми, серыми нитками; они окружены прямыми крестами, звездами, знаками зерна, ростками. В других композициях образ мирового дерева сочетается с изображением женщины (Богини) с поднятыми вверх руками и двуглавого орла - гибридные образы

Коллекция музея. Украинский орнамент.Коллекция музея. Украинский орнамент.

Интересное  полотенце с Черниговщины, вышитое белой прорезной гладью с перевернутым относительно древа жизни геометризованной изображением Богини в лодке с головой-треугольником с крестом на его верхушке, с птицами (или змеями) в поднятых руках. Исследователи видят в таком изображении отголоски древних представлений о богине  в женском образе . Называют этот персонаж также Великая Матерь природы, Мокошь, Рожаница, Берегиня. Действительный смысл этого образа теряется в глубине веков.

Коллекция музея. Украинский орнамент.Коллекция музея. Украинский орнамент.

Конечно, вышивальщицы XVIII-XX веков не вкладывали в свое шитье первоначального содержания старинных символов. "Эти украшения и символы употреблял украинский народ, как и старинные песни, колядки, веснянки, купальские и т.д., - писал Вадим Щербаковский. - Употребляли их, не спрашивая объяснения, только потому, что "так положено". Но вышивали, по старым образцам древние мотивы, сохранили отголоски мифопоэтических представлений о мире наших далеких предков. С этими древними знаками была связана вера в защиту от враждебных сил, обильные урожаи, в многочисленных потомков, благосостояние, счастье.

Журнал "НАРОДНОЕ ИСКУССТВО" использованы материалы сайта http://www.ridnamoda.com.ua/