Toggle

Византийский орнамент Часть II

Печать E-mail
Просмотров: 18211 Автор: Валерия Лаврова

Мозаика.

Зал короля Роджера в Норманнском дворце, Палермо, Византийская мозаика.Византийцы создали; технологию производства смальты, благодаря этому они очень продвинулись в   монументальной живописи. С помощью добавления в стекломассу золота, меди, ртути  в разных пропорциях, они смогли делать различные цвета и оттенки  смальты.Сначала мозаики в Византии были в основном только орнаментальными, но  верующим необходимы были образы своих святых, поэтому  постепенно исчезает многообразие растительных и геометрических орнаментов, которые полностью покрывали стены храмов в V и VI веках.  Орнаменты превращаются в скромные и узкие обрамления вокруг монументальных полотен.

 

Когда  в 730 г. византийский император Лев III Исава запретил почитание икон, была разработана сложная и разнообразная система мотивов орнамента. Типами орнаментов, сложившимися в период иконоборчества, пользовались  художники  Византийской империи в период всех дальнейших веков ее существования.Мозаика

Главным мозаичным элементом в византийских мозаиках были    композиции из тщательно  выложенных мелких и идентичных по размеру кубиков. Они создали всемирную  славу византийским мозаикам. Цветовая палитра кубиков была фантастически богатой.  Под  кубики  клеили  золотую фольгу,  её  держал  тончайший  стеклянный слой. Золотые вкрапления производили неподражаемый  эффект живого, сверкающего изображения.  Мозаика имела рельефную поверхность, светящуюся изнутри за счет применения технологии  различного наклона отдельных кусочков смальты,  нижняя их сторона часто  окрашивалась в золотой цвет.  Вообще, золото в храме для византийца  - это вовсе не синоним богатства. Оно символизировало божественный свет. Золото в этот период  достигло полного  апогея своего колористического значения и  своей силы. Оно было основой и фоном, по которому распределялись все прочие цвета.

К VI столетию, когда были сделаны величественные мозаики и фрески  в Равенне, и в Соборе Святой Софии в Константинополе, мозаика уже  была отдельным видом декоративно – прикладного искусства.

 

Книжный орнамент.

Византийская Книжная миниатюраСреди раритетов, хранящихся в Национальной библиотеке, в Париже есть византийское евангелие, которое относится  к IX веку. Крупные заставки и зооморфные  инициалы перегружают страницы, лишая их легкости и изящной композиции, которые будут в рукописях  XI–XII веков. Небрежный рисунок каллиграфически  неточен.  В основном присутствует геометрический орнамент. В рукописях IX века элементы флоры и фауны стилизуются, фигурируют мотивы из тканей. Птицы, рыбы, змеи, звери, руки  вплетаются  в инициалы. Преобладает  Восточный  стиль орнамента.Византийская Книжная миниатюра

 

 Со второй половины XI века  ситуация меняется в лучшую сторону. В  Константинополе начался рассвет книжной миниатюры. Он превращается в  центр, от него зависят многие национальные школы.  Миниатюры не размещаются на всем листе, как на рукописях десятого века.  Без орнаментов по краям листа,   заключенные в тонкие  рамки, они размещаются  в виде маленьких изображений на полях и  непосредственно в тексте и образуют с  ним  строгое композиционное единство.Византийская Книжная миниатюра Тонкий, четкий орнамент, ровное и  изящное письмо, маленькие, ювелирно выполненные миниатюры все эти элементы сливаются  в неразрывное целое единого ритма. Выбор цветов изыскан: среди приглушенных оттенков  выделяются  неяркие зеленые, нежные   синие,  розовые и   сиреневые  тона.

Орнамент в декоративно – прикладном искусстве.

ЧашаПрикладное искусство в Византии имело и сакральное  и практическое назначение. Регалии императора, одежды церковников, придворной знати, различные ларцы, ювелирные украшения, они были недостижимым совершенством и  примером для заморских мастеров.

В X-XII веках. Центром  изготовления  драгоценных изделий прикладного искусства всё так же  был  Константинополь.  Изделия столичных мастеров отличались безупречностью вкуса и техническим совершенством.

Византийские мастера богато использовали в своих изделиях и орнамент, и  просто стилизацию. Между прочим, в это время появились  бронзовые, стеклянные  и глиняные  осветительные  приборы: хоросы, канделябры, лампадофоры, лампы. Лампы были носителями определенной символики, они ассоциировались с источником божественного света («Ты, Господи, светильник мой» (2 Цар 22. 29), «Слово Твое — светильник ноге моей» (Пс 118. 105) так что производство керамики — в виде  светильников было развито повсеместно. Светильники классифицировались по  на группам :  аттическая, коринфская, фракийская, понтийская, малоазийская, кипрская, сирийская, палестинская, римская, италийская, карфагенская  и египетская..

КерамикаИскусство  гончаров  отличалось  яркой и красивой  поливной керамикой,  она была связана  с повседневной жизнью.  В IX–X веках  чаще встречалась посуда из белой глины  с рельефным штампованным орнаментом, который вскрывали  монохромной  зеленой  или желто-коричневой  глазурью.  Из района Константинополя  родом  блюда с узором в виде розеток и  с павлинами, как  символами  воскресения и бессмертия. Византийская керамика Позже стали делать посуду, декорированную  минеральными красками  непосредственно  по черепку.   Она отличалась присутствием контура:  Контурный орнамент был  четким, наносился  кистью  в  черно-коричневой гамме; детали  могли быть  коричневыми, желтыми  и  розовыми, которые наносились  тонким слоем. Синие, зеленые и красные  пигменты образовывали  рельеф.Византийская керамика  Сосуды покрывали прозрачной глазурью. В XI веке возникли  новые виды  керамики: керамика  из белой глины с  росписью  бесконтурной зелено-коричневого цвета  керамика из красной глины, её покрывали ангобом, а по нему  гравированными линиями наносили орнамент  в - технике сграффито.  Определение  «сграффито», или «страффиато»,  происходит от  итальянского, означает  «царапать»,  и относится к той  технике, где  рисунок протравливается или прорезается в слое шликера для выявления контрастного цвета глины под ним.

Изделия из серебра в ранневизантийский  период делались в крупных  городах империи. Одни из  значительных серебряных изделий  в собрании  Государственного Блюдо епископа ПаттернаЭрмитажа, найденные   в 1912 году у села Малая Перещепина под Полтавой  «перещепинские  клады ».  Особенно точно  следовали древнеримским канонам  мастера,  которые изготовляли  сосуды из серебра. Художественный стиль этих изделий, создаваемых на протяжении  IV, V, даже VI и начала VII века, не просто так широко известен. Рассмотрим в качестве примера  блюдо епископа Паттерна. Это большое блюдо, в центре его расположена  монограмма Христа, оно  украшено по внешнему краю  орнаментом в виде виноградной лозы с  павлинами между элементами лозы. Блюдо видимо  создано в Константинополе в V веке,  вскоре после этого его купил  епископ города Томи (теперь  Констанца)  Патерном и,  как об этом говорит гравировка, обновлено им.    Патерн изуродовал  блюдо вставками драгоценных камней,  ложа для которых грубо  портили  орнамент.  Сочетание серебра с гранатами и сердоликами больше было  характерно для эстетического вкуса варваров,  но, почему - то  Патерну   было по вкусу.

Блюдо с изображением креста в венке - это блюдо было сделано  в Константинополе в период правления  императора Ираклия (610-641).  Сосуды такого образца, с  маленьким  крестом в венке в центре блюда,  и украшенные  гравировкой, а так же  чернью, как правило,  использовались для того, чтобы подносить  дары  - золотые  монеты  особого выпуска.  В данном случае такого дара удостоился хан Великой Болгарии Куврат, который  помогал  империи в 630-х гг. разгромить Первый Тюркский (аварский) каганат.

Особенно умелыми    были византийские мастера в эмалях, он бывает двух видов: простая  эмаль (émail champlevé) и перегородочная  эмаль (émail cloisoné).  В простой на поверхности металла делались с помощью резца углубления  в зависимости от  рисунка,  в эти углубления насыпался порошок цветного стеклоподобного  вещества, оно  потом сплавлялось на огне и  приставало накрепко  к металлу; во в перегородчатой рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся таким образом перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.

Великолепнейший пример  византийских  эмалей -  знаменитая "Pala d’oro" или золотой алтарь. Он представляет собой  маленький  иконостас с миниатюрами в техникеЗолотой алтарь перегородчатой эмали. Алтарь  украшает  главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.  Утонченная линейная стилизация, полихромия, блестяще золотой фон,  чистота и насыщенности основных  цветов, удивительные  колористические  решения, одухотворенность в каждом образе -   вот типичные  черты византийских эмалей, ставящие их в один ряд  с лучшими произведениями монументальной живописи и книжной миниатюры.

Для декорирования  ювелирных изделий мастера кроме  чеканки, штамповки и гравировки применяли перегородчатую инкрустацию в сочетании с полудрагоценными камнями, эмаль, выемчатую и перегородчатую, технику миллефиори, филигрань и зернь.

ПряжкаПерстни, браслеты, ожерелья и пояса  были не просто  украшениями, но имели  и функциональное  значение,  как знак  принадлежности к определенной социальной группе, были  предметы, связанные с христианским  культом  или с оккультной практикой и магией.

ПряжкаБраслеты и ожерелья в виде монет дарили лучшим воинам и  варварским вождям. Фибулы и пряжки были очень разнообразны . В IV в.  в основном были  фибулы-броши с эмалью и полудрагоценными камнями и арбалетные фибулы «луковичного» типа с гравировкой, чернью и инкрустациями. В V веке были популярны   большие  фибулы в форме трапеции  с эмалями и двупластинчатые экземпляры с гравировкой и накладной крученой проволокой.   Пряжки в IV веке  декорировались  крестами,  в V и в начале  VI века  - геометрическим орнаментом и перегородчатой инкрустацией, в VI веке -  орнаментом в вид лилий, накладками с антропоморфными орнаментами, монограммами,  включенными в растительный и геометрический орнамент, в VII в. — зооморфными орнаментами со  львами, грифонами, виноградными  лозами, побегами  плюща,  пальметт, реже выступающими фигурными крестиками.

 Амфора. Византия.Слоновая кость доставлялась в Константинополь из Индии и Африки и шла для украшения ларцов и мебели. Кроме этого, именно в византийское  время скульптура и рельефы из слоновой кости получают особое распространение, т. к. в предшествующий период она чаще применялась для облицовки мебели или различного вида шкатулок. 

 Стекло. Сохранилось очень мало изделий из стекла византийского производства.  До нас дошли в основном широкие подставки для сосудов без ножки, изготовленные в технике fondo d'oro, то есть фигура человека, животное или геометрический узор делались из листка золотой фольги, помещенной между двумя слоями стекла.  Умение производить цветное стекло может быть доказано только существованием цветных стеклянных сосудов, но на данный момент единственным  известным примером  является красная стеклянная миска X века,  которая хранится  в сокровищнице собора Святого Марка в Венеции.  Прочие сосуды сходного качества имеют толстые неровные стенки из не цветного стекла и украшены зооморфным орнаментом.

  В X в. в византийском  стеклоделии появились приемы глубокой и рельефной резьбы, с помощью которой мастера имитировали в стекле изделия из горного хрусталя.  Одной из значительных  заслуг стеклоделов считалось также умение сочетать росписи золотом и эмалью.    На основе использования этих видов росписи был создан новый, более парадный стиль украшения стеклянных сосудов. В XI–XII вв. данный прием считался преимуществом византийских  мастеров.

Ткани

 ШелкОсобенными были орнаменты на драгоценных шелковых тканях  Византии, На базе персидских орнаментов Византия сформировала свой собственный, очень важный тек-стильный орнамент с изображением древнейших мировоззренческих символов — круга, креста и квадрата: они обретают теперь вполне конкретный христианский смысл. Этот тип текстильного орнамента пережил все последующие эпохи и в настоящее время является одним из наиболее употребляемых в православном богослужебном   обиходе.

 На тканях часто присутствовали зооморфные орнаменты. Львы,  слоны,  быки,  орлы,  утки,  павлины,  грифоны,  фениксы вписывались  в  круги,  многоугольники,  ромбы.   Их  объединяли  в  единый  узор  розетками, растительными завитками. Иногда фигуры животных располагали парами лицом друг к другу.  Раппорт  рисунка  часто   достигал 30-40  см  в  диаметре. Византийский орнамент на ткани

Часто  орнамент  выполнял  не  только  эстетическую,  но  и  символическую  функцию.  Например,  изображение орла или  льва являлось символом власти на одежде императора и знати. Цветовые сочетания были различны,  дорог бал  пурпур,   его темно-красные  оттенки  были  цветом  одежды императора.  Для орнаментов  применялись яркие насыщенные цвета —  желтый, коричневый, белый, черный и  кремовый.

 Византийские памятники  декоративно – прикладного искусства всегда вызывали восхищение у художников Западной Европы  и были образцом для подражания. Византия была прямой наследницей  Греции и Рима,   традиции искусства  их  на Западе были прерваны,  когда туда пришли с Востока варвары,  в течение многих лет истреблявшие  не понятые ими произведения. Интенсивное изучение византийского искусства,  как преемника античности,  подготовило Запад к утверждению своего  искусства.

В византийских орнаментах нет  ярких, остро выраженных, запоминающихся стилевых образов, ее  гигантская заслуга перед мировым искусством состоит, прежде всего, в том, что ей удалось собрать воедино, проработать все накопленное предшествующей орнаментальной традицией богатство, чтобы передать его по эстафете  дальше.

орнаменты византииКогда в 1453 году империя, разгромленная турками, прекратила свое существование, традиции византийского искусства не погибли, они  были продолжены и разлились  в самых разных странах, считающих  себя ее наследницами.  В Древней Руси, в  Румынии, в  Сербии, в Грузии, в  Болгарии,  византийские произведения искусства  в течение многих веков рассматривались как идеальные образцы, к которым нужно  стремиться.  Покинувшие после падения Константинополя империю византийские художники,  получили  многочисленные заказы в других странах,  и основали там новые мастерские.  На созданных ими произведениях была воспитана целая плеяда великих художников.

 Использованная литература:

Лазарев В. Н. «История византийской живописи»

Тамара Тэлбот Райс  «Византия. Быт, религия, культура»

Буткевич Л.М.  «История орнамента».

Лихачева В.Д.  «Искусство Византии»

Даркевич  «Светское искусство Византии»

Ю. А. Кулаковский  «История Византии»