Toggle

Орнамент в Арабо - мусульманском мире (вторая часть)

02 Сентябрь 2012
Просмотров: 12953 Автор: Валерия Лаврова

islam keramikaДекоративно – прикладное искусство достигло высокого расцвета и особенно ярко выразило декоративную специфику арабского орнамента.
Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии - центры — В Ракке и в Самарре. Лучшие образцы неглазурованной бытовой керамики Самарры имели довольно строгую форму. Они украшались орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду методом нарезки, штампа или раскраски.

 

В глазурованной расписной керамике были популярны растительные мотивы и надписи, выполненные обычно темно-синим (кобальт) или зеленым цветом на светлом фоне. Но в то же время уже встречались и изделия с подглазурным орнаментом. В этом случае узор еще до нанесения глазури прорезался сквозь белый ангоб до красной глины (гравировка).rakka iran Именно сирийско-месопотамские керамиты создали технику полихромной надглазурной люстровой росписи, ставшей одним из популярнейших приемов украшения керамики на всем Востоке.
Люстр впервые возник на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррские гончары. Люстр самаррских изделий очень богат цвета и оттенки весьма разнообразны: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый. Люстровая роспись применялась при создании декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте часто встречались эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах, расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды. Испано-мавританская люстровая керамика 14—15 вв., оказала большое влияние на европейское прикладное искусство.
В 12–13 вв. были популярны керамические изделия из белой глины. Поверхность ваз, блюд покрывалась черным ангобом. Вырезая или процарапывая черный фон, они создавали белый рисунок. Таким образом, достигалась рельефность линий. Затем сосуд полностью покрывался прозрачной или бирюзовой глазурью.
В парадной столовой керамике Ирана 15 в. В основном встречаются росписи синим и черным цветом. Была популярна керамика с подглазурной росписью, названная «черным по белому» Она имеет ясный и простой декор, он состоял из надписей, растительных мотивов или изображений птиц.

А вот сургучно-красный цвет появился в изникской керамике на последнем этапе ее развития. Он создавался наложением в легком рельефе толстого ангоба, богатого железом. Впервые этот прием использован на образцах мечети Сулейманийе, которая была закончена в 1557. Среди излюбленных мотивов в орнаментах турецких гончаров были головки тюльпанов, которые хорошо сочетались с мелкими листочками.
Сирийские стеклоделы выдували флаконы, чаши, колбы, часто с налепленными нитями или орнаментами, вплавленными в толщу стекла наподобие рельефа.
С возникновением мусульманского халифата ремесленники начинали расписывать стекло эмалевыми красками и золотом. На северо-востоке Сирии вran keramika городе Ракка, в центре изготовления стекла и керамических изделий, уже использовали полихромный люстр. В основном это сосуды без подставки, практически цилиндрической формы, с геометрическим и растительным орнаментом, украшенные люстром.
В период с 12 по 15 вв. сирийские ремесленники изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. Сирийское стекло с росписью эмалями стало предметом роскоши в Европе и символом богатства. Практически все восточное расписное стекло, европейцы называли «дамасским», в том числе и иракские, и иранские предметы. Формы изделий 13 в. были удивительно изысканными. Они были украшены лентообразным эпиграфическим декором, медальонами с символикой заказчика и даже фигурами людей и хищных животных. Иногда применялась эмаль, иногда позолота. Наиболее распространенным видом стекла, изготовлявшегося в Сирии еще с древности, было так называемое «молочное», в состав которого входила смесь полевого и плавикового шпата. Теперь при использовании меньшего количества этой примеси получают опаловое стекло. Шесть арабских ламп 13–15 вв., имеются и в коллекции Эрмитажа.
islamic glass bottleСтеклодувы иракского города Куфы первыми начали изготовлять стекло синего и сине-зеленого цвета. Искусствоведы обычно выделяют среди лучших произведений этого рода два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравировкой среди крупных вьющихся побегов и полупальмет изображены большие хищные птицы.
Почти повсеместно для декорирования изделий из металла применялась чеканка, гравировка, инкрустация медью, золотом, серебром. Мастера создавали подсвечники, кувшины, вазы, письменные приборы, шкатулки для хранения Корана, курильницы для благовоний, вся поверхность которых заполнялась сложным орнаментом.
В декоре изделий из металла из Ирана, Средней Азии, Азербайджана выявляется плоскостная трактовка изображений, стремление к орнаментальному заполнению поверхности. iranskiy kover1 Техники, которые применяли для изготовления металлических предметов, были разнообразны.
Всем известно, что ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это очень важно для мусульманинаобычно украшено богатыми орнаментами. Ковры и покрывала в основном покрывали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый орнамент из цветов и листьев, причем удивительное разнообразие цветов прекрасно сочеталось с богатством рисунка и отнюдь не мешало ему. Орнаменты символизируют красоту мира, орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.
Композиционное построение большинства ковров создано по принципу центрального поля и каймы Часто центральное поле ковра занимает половину, остальное пространство занималось орнаментальнымиiranskiy kover полосами, образующими раму. Декоративное построение каймовых полос создаётся по принципу ритмического чередования одного и того же элемента – раппорта.
Орнаменты, которые заполняют пространство ковра, создаются из запаса композиционных схем, которые передаются ковроделами из поколения в поколение. Изображение сюжетов в ранних коврах обычно встречаются редко. Обычно преобладают абстрактно-символические элементы. Центральное место в орнаментике восточных ковров отдается символу. Стилистический анализ изображения на современных коврах свидетельствует о том, что орнамент претерпел изменения, что означает не только полную утрату знаний символики, но и не всегда удачным применением новых материалов и технологических приемов.
Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани – сирийские, египетские и мавританские.
Среди деревянных изделий наибольший интерес представляют предметы, сделанные для хранения Корана (шкатулки, ларцы), а также подставки под Коран, которые использовались во время намаза в мечети. В виду дороговизны дерева не все мусульмане могли себе позволить иметь деревянную мебель. Тем не менее, образцы резной мебели, исполненной в технике садаф (с применением инкрустации перламутром) можно встретить в арабских музеях. Обработка перламутра была сильно популярна в Палестине.
kover2Кстати, любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу. Серый цвет неизменно презирали. В целом, в Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов». Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Почитаемым считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Синий и фиолетовый — это цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни.Весьма значительным отличием исламской цветовой символики являлся позитивный характер черного цвета. Ночь, дающая прохладу – чёрная. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов.
Орнамент одежды
Когда мы представляем себе мусульманку, то перед нами выплывает образ покорной восточной женщины, как правило, в черном одеянии.gyulchatay mladshaya zhena abdullyТут непременно вспомнится Петруха их из советского хита 70-х – кинофильма В.Мотыля, «Белое Солнце пустыни», когда он все пытался «открыть личико» Гюльчитай, облаченной в длинную до пят паранджу. Но мы абсолютно не знаем, что шитье паранджи – это целое искусство, и она так же богато украшалась. Женщины всегда укращали низ своей одежды орнаментами. И вообще, ими покрывали все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. (Последние два зачастую вышивались и в мужском варианте одежды.)shoes2

Самым распространенным, общим видом узорчатых тканей на Арабском Востоке были полосатые ткани с чередованием полос то одинаковой, то разной, ширины. Причем в полосах белый цвет совмещали с черным, коричнев

ым и синим Орнамент в одежде мог быть простым бордюрным геометрическим узором – спираль, зигзаг, решетка, бахрома. Костюмы знати 

шили из дорогих тканей со значительно более сложным орнаментом, что отвечало расцвету арабского декоративно-орнаментального искусства.

woman9

Орнаментация в такой одежде характеризуется чрезвычайно сложным комбинированием и переплетением узоров. Узоры были в основном 

мелкими и закрывали весь костюм. В них совмещались ажурность и изысканность с пышностью и пестротой. По цвету одежды, орнаментов и позументов можно было определить, из какой страны и из какого района ее владелец. Издавна любимым цветом арабской одежды был белым. Сплошная белая одежда встречалась чаще всего в костюмах бедуинов как верхняя одежда оседлого населения, а также духовенства. Кроме белого, наиболее популярными в народе цветами арабской одежды были: коричневый (разных оттенков), синий (от светлого до очень темных тонов - индиго) и черный. Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента. 

dzhotto voskresheniye lazaryaВлияние ислама на Европу в средние века было просто массированным, оно охватило все сферы. Мы научились мыть руки перед едой и посещать бани. Мы начали есть сливы, артишоки, абрикосы, цветную капусту сельдерей, укроп, кабачки, тыкву и баклажаны, а также рис, и финики. Благодаря арабскому интеллектуальному влиянию Европа открыла для себя мир науки, литературных и философских знаний, которые были ей неведомы. На протяжении шестисот лет арабы были нашими учителями и проводниками на пути к цивилизации.
Во время крестовых походов христиане были просто шокированы роскошью и эффектностью искусства мусульман. Дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры оказали огромное значение на всё европейское искусство. И наибольшее влияние - знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно, как о фантазии, так и о математическом образе мыслей. Его мощное влияние увело искусство европейского средневековья еще дальше от прошлых традиций и обогатило его многочисленными ранее неизвестными фантастичными декоративными элементами.

Однако большинство европейцев едва ли понимали мусульманский характер перенимаемых ими нововведений. Например, арабские надписи на ввозившихся с Востока тканях воспринимались европейцами просто как геометрический орнамент, диковинный узор. В картине Джотто «Воскрешение Лазаря» куфические письмена видны даже на повязке, украшающей плечо Иисуса невооруженным взглядом. Фламандские и итальянские живописцы XIV-XV веков также не придавали особого значения мусульманскому происхождению ковров, которые они массово изображали на своих картинах лежащими под ногами у христианских святых и девы Марии.
В результате мощнейшего влияния Арабо – мусульманского искусства сказочно-роскошная изысканность арабской архитектуры одержала полную и безоговорочную победу над грубой суровостью и мощью романики. И как результат этой победы – наша возможность бесконечно восхищаться бессметными творениями Готического стиля.