Toggle

Портал в Великую Готику: Орнамент в Романском стиле

Печать E-mail
Просмотров: 268

 

Романский орнамент


В начале десятого века последний из Каролингов передал власть Генриху Саксонскому по прозищу «птицелов». На то время империя находилась в плачевном состоянии, её терзали междоусобицы, в стране царил голод и это был правильный шаг. Таким образом образовалась Священная Римская империя. Саксонская династия Людольфингов начала править успешно, что позволило в большей степени заниматься вопросами, связанными с культурой и вот здесь и начинается формирование романского стиля.

Генеалогическое древо Саксонской династии

Генеалогическое древо Саксонской династии в манускрипте XII века.

 Священная Римская империя в X веке

1svg- Священная Римская империя в X веке

Саму терминологию «романский стиль» предложил историк Арсисс де Комон, причём только в девятнадцатом веке, так как он установил связь между архитектурой десятых – тринадцатых веков и архитектурой Рима. До этого стиль считался просто частью ранней готики. И хотя изначально это относилось только лишь к архитектурным памятникам, термин «Романский стиль» стал повсеместно употребляться. Стиль царствовал в Европейских странах в десятых – двенадцатых веках, а кое где – и несколько позже. Наиболее ярко он показал себя в архитектуре.

Общая характеристика орнамента 

Так же, как орнаменты эпохи Меровингов и Каролингов, романская орнаменталистика была обращена лицом к своему римскому прошлому. Грань между этими стилями тонка и не всегда заметна, порой разделение чисто временное, условное. Римский орнамент, как и романский, в конечном итоге был призвал продемонстрировать величие, но если в Риме это было реализовано на строго выверенном математическом просчёте, то в Романском орнаменте это почти напрочь отсутствует.

 Аббатство Сент-Фуа

 Аббатство Сент-Фуа

Романский орнамент родился и сформировался на платформе духовности, религиозной Христианской идеи, но при этом вобрав в себя традиции византийской, греческой и кельтской орнаментики. В романском орнаменте присутствуют мотивы зооморфного орнамента, элементы плетёнки. Хотя мотивы кельтского орнамента в романском стиле потеряли свою знаменитую асимметричность, приобрели другие очертания, но кельтская пластика живёт в романском декоре.

Романский орнамент

В Европе того времени присутствовало множество того, что оставили за собой римляне: это были не только дороги и акведуки, но и крепостные стены, величественные храмы и башни. На базе всего того, что было когда-то составной частью Римской империи, и возник новый стиль. Зодчество Рима тоже было мощным, но оно опиралось на идею красоты и гармонии, которую они почерпнули у греков. Орнамент нового романского архитектурного стиля утерял свой нарядный и праздничный вид, который так ярко проявлялся в античном греческом декоре и в византийском орнаменте. Все детали восточных орнаментов в романском стиле стали более грубыми, а композиция утеряла свою былую стройность.

Портал собора в Линкольне, Англия.

 Портал собора в Линкольне, Англия.

Орнамент романского стиля имеет особенную структуру, являясь своеобразным посредником между духовным и чувственным миром, и именно он явился символом средневековья, порталом в самый яркий средневековый стиль – Готику. 

Мотивы романского орнамента

Романский орнамент

Средневековый романский период отличался тем, что его декоративно- прикладное искусство и орнаменты на изделиях были по своей сути грубым смешением античного, греческого орнамента и декоративного восточного элемента, всё это было обильно приправлено мотивами, заимствованными у кельтов и византийцев. Но этот винегрет в итоге вылился в уникальный орнаментальный стиль. Зооморфные элементы, драконы и львы могли соседствовать рядом с меандрами и квадратами, и всё это было приправлено пальметтами, акантами и розетками. Отдельного растительного орнамента фактически не существовало. 

романский орнамент

Многие зооморфные элементы обрели в романском орнаменте новое значение, например, пеликан, который кормит своих голодных птенцов собственной кровью, был символом Христа и его жертвенной смерти. Символами мирских соблазнов стали сирены, а василиски и аспиды и иже с ними представляли в своих образах силы зла. Павлин был символом вечности. В одном и том же орнаменте могли мирно соседствовать рядом сфинксы с грифонами, кентавры с львами и гарпиями. Вся эта весёлая компания, не скупясь, украшалась плетёнкой, которая в романском орнаменте была очень популярна. Кроме этого, для обрамления чудовищ использовались стилизованные цветы, все виды фантастических растений и виноградные лозы.

Романский орнамент

Ведущим мотивом в романском орнаменте выступает специфичный для этого стиля мотив пальметты – крин. Он часто соединен с кругами, в которых уже практически нет спиральных аканфов. Крин, или лилия – это растительный мотив орнамента, весьма популярный во всём средневековом искусстве.

Романский орнамент. Крин

Романский орнамент. Крин

 Перемежали с крином и зооморфные мотивы, часто встречаются круговые растительные орнаменты с крином в центре.

В архитектурном стиле повсеместно присутствуют шевроны – это орнамент, состоящий из зигзагов, он встречался ранее во всех видах орнаментов.

Романский орнамент.

Розетка – это мотив орнамента в виде круглого цветка, нам она прекрасно знакома по другим стилям.

Розетка

Кафедральный собор Трои (Италия, Апулия)

Разновидность романской плетенки в купе со жгутами и узлами — гильотировка. Этот мотив представляет собой два (или несколько) поясов, сплетённых воедино с образованием круглых промежутков между ветвями. Внутри промежутков круглой формы иногда находятся розетки либо другие элементы.

Романский орнамент.

Цветовые гаммы

 Цветовые гаммы у романских орнаментов были скромны и совсем невелики: это традиционная охра (как желтая, так и красная), это кармин, а также свинцовые белила, черный и серый цвета. В двенадцатом веке появляется ещё зеленый цвет, а потом и различные оттенки синего.

Использование цветовых гамм в орнаментах имело большое значение. Символика цвета использовалась в то время повсеместно:

  • Белый цвет означал духовную чистоту и веру;
  • Черный цвет – это скорбь и верность;
  • Голубой цвет означает нежность;
  • Красный – это цвет крови.

Мир серых стен: романский орнамент в архитектуре

Лондонский тауер

Романский стиль проявлялся более всего в архитектуре, другие виды декоративно- прикладного искусства были развиты довольно слабо. 

Романская архитектура носила откровенно сакральный характер, потому что ею занимались образованные и состоятельные монахи и священники католических орденов. Светская же архитектура практически не имела заинтересованных сторонников, и не аккумулировала лучших мастеров, даже когда строили помещения для аристократов и князей церкви. Исключение - замки феодалов.

Католическая церковь, как учреждение, практически монополизировала культуру и реально направила образованную и талантливую генерацию теоретиков, архитекторов, скульпторов, ювелиров на построение теократического царства божьего на земле.

Храм

Аббатство Кодон, 12 в., Дордонь. Франция

Аббатство Кодон, 12 в., Дордонь. Франция

Романские храмы – это здания с массивными циркульными перекрытиями, они опирались на стены в несколько метров. Так как они были не очень высокие, храмы выглядели коренасто и массивно. Такая пропорция соблюдается и в скульптуре, росписи, других видах декоративно – прикладного искусства.

Кафедральный собор Трои (Италия, Апулия)

Кафедральный собор Трои (Италия, Апулия)

Снаружи стены храмов были украшены резьбой. Архитектурный орнамент представлял собой растительный орнамент с зооморфными мотивами в виде мифических или экзотических птиц и зверей. Фактически декор любого храма того времени был весь покрыт орнаментами. Храм внутри расписывался полностью, впрочем, росписи того времени практически не сохранились.

Фрагмент росписи и шевроны.

Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта. Фрагмет росписи и шевроны.

Фреска из церкви в Таули

 Фреска из церкви в Таули, 1123 год, Национальный музей искусства Каталонии , Барселона

Для декорирования соборов также применялась мозаичная инкрустация мрамором. Ею украшали алтари и апсиды, данная техника пришла в романский стиль из античного времени. Яркая особенность романского орнамента – это его вплетение в изобразительное начало.

Резьба в храмах была более объёмная и гораздо более значительная, глубокая, нежели византийская. Нижнюю часть стен храмов всегда была украшена линейным орнаментом. В романский период возникла монументальная скульптура, так называемые рельефы, которые располагали, возле порталов церквей.

Фриз. Фиденца, Италия

Портал собора Аулне, Сентож, Франция

Портал собора Аулне, Сентож, Франция

В романских храмах часто стволы колонн украшались растительным орнаментом, например, в Сен-Дени. Часто капители были украшены только одними розетками, как, скажем, в Эстани (Каталония). Витые колонны оригинально чередуются с колоннами прямой формы. Формы капителей в романский период были очень и очень разнообразны. В отличие от греческих или римских капителей, которые состояли из форм растительных, таких, как аканты, романские варианты капителей включали не только зооморфные элементы, но и человеческие фигуры.

Капитель Монастырь Санта Мария де Серрабона

Капитель Монастырь Санта Мария де Серрабона, Каталония.

Церковь св. Михаила портал северного трансептаЦерковь св. Михаила портал северного трансепта, Павия, Италия.

До наших дней дошло немного сведений о великих мастерах того времени. Но среди тех, кого мы знаем, есть итальянские мраморщики семьи Космати , монах Альберик, работавший в аббатстве Сен-Дени под началом Сугерия. К мотивам, которые перешли в стиль от античного времени мастера добавляли что-то от себя, именно так рождались великие произведения искусства.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии того времени относится известный всем любителям декоративно- прикладного искусства и архитектуры комплекс в Пизе: это собор, башня, а также баптистерий. Он строился, начиная с одиннадцатого века и до конца двенадцатого века. «Брендом» комплекса является падающая Пизанская башня. Декор собора Санта-Мария Нуова (1174-1189) демонстрирует влияние как Византии и Востока, так и архитектуры запада.

Декор романских зданий

Базилика Нотр-Дам

Клермон-Ферран, Франция - Базилика Нотр-Дам

Мощные стены — это самый важный элемент в романском стиле, тяжёлые своды и грузные башни, узкие окна-бойницы демонстрируют неприступность. В основном это называют суровостью, но романские здания не только строги, но и величественны. Декоративно- прикладное искусство романского стиля, орнаментальные традиции, в отличие от стен, не были безупречно строги и ритмичны. Порой налицо явная густота, слишком большая плотность, тем не менее, насыщенность и ощутимая дробность всех деталей. Декоративный элемент заполняет порталы, стены, все колонны храмов.

В это же историческое время формируется характерный типаж феодального замка. Он возвышался почти всегда на горе или хотя-бы пригорке, чтобы было удобно для наблюдения, это облегчало процесс обороны. Символ власти феодала был массивен: огромный замок с подъемным мостом окружали рвом, монолитные каменные стены венчали зубцами, комплектом башен и бойниц. Гордо возвышаясь над убогими полу - разваливающимися хижинами, замок демонстрировал вечную и незыблемую силу.

Санта - Мария - е Сан - Донато Санта - Мария - е Сан - Донато Санта - Мария - е Сан - Донато , расположенный на острове Мурано в венецианской лагуне. Эта церковь была начата в 7 - C, но последовательно перестроена в 9 - С и 10 - C (это текущая дата форма могла от 1141). каменный мозаичный пол в византийском стиле, ок 1140.

Интерьеры романского стиля вполне соответствовали мрачному характеру романской архитектуры. Явное преобладание темных цветовых оттенков, сводчатые потолки, панели из дерева, полы из цветного терракота, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, тускло горящие факелы, прикрепленные к стенам кольцами, — все было тяжеловесным.

Мебель романского стиля изготовлялась из точеных деревянных балясин. Ее было, как правило, немного. Обстановку традиционных комнат, как правило, составляли простые скамьи, несколько кресел, широкие кровати с большим навесом над изголовьем, комплект сундуков, столы, иногда декорированные резьбой или росписью: круглыми розетками, полукруглыми арками. Мотив полукруглой арки весьма типичен для романского искусства, однако, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

Шкаф дубовый.

 Дубовый шкаф для книг и одежды, из церкви св. Сильвестра, Вернигероде, Германия

Шкаф дубовый.

 

Декоративно – прикладное искусство

Ларец. 11 век.

Декоративно – прикладное искусство активно развивалось в городах. Из стеклянных изделий это были сосуды и лампады, а также витражи. Шикарные витражи во всю стену скоро придут вместе с Готикой, а пока это простоватые цветные или прозрачные изделия, геометрический орнамент создавался грубыми свинцовыми перемычками.

В романский период появились вышивальщицы и художницы-миниатюристки. Спрос на их продукцию был довольно велик.

Романский орнамент

Фрагмент далматики Федриго I (он же Вильгельм II у себя на родине), 1160е года

 Именно в это время уже появились мастера витражей из Шартра, которые засияют своим талантов в Готику, а в аббатстве Конк (Руэрг) уже вовсю работали эмальеры из Лотарингии. Путешественники тем временем привозили новые художественные формы, иное мироощущение и это воплощалось в новых изделиях, таким образом, стиль развивался и обогощался.

Романский орнамент

Фрагмент плаща Рожера II, ок. 1130 года

В романский период очень популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись красивые ларцы и шкатулки, а также оклады рукописных книг. Активно развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Романский орнамент

Верхушка епископского посоха, слоновая кость, ок. 13 в.

Романский орнамент воплощался также в изделиях из железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли. Из бронзы отливали и затем чеканили двери с богатыми рельефами.

В романскую эпоху пользовался особо широким спросом и потому развивался только один вид керамики — плитки для мощения пола, изготовленные из простой глины. С того времени сохранились остатки пола в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар, а также плитки из монастырской церкви Сен-Дени. Они не декорированы, но различны по форме, а составленный из них орнамент напоминает простую мозаику. Позже повсеместно применялась техника инкрустации.

Романский орнамент

Остатки пола в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар и могила Филиппа I

Плитки делали из простой глины, которая приобретала кирпично-красный цвет благодаря примеси окиси железа. Контуры орнамента неглубоко вдавлены и заполнены глиной другого состава, содержащей окись свинца и имеющей желтый цвет. Эти два цвета и были наиболее распространенными: или желтый рисунок на красном фоне или наоборот: красный рисунок на желтом фоне. Однако, применялись и другие сорта глины, например, белые, розоватые или темно-коричневые, почти черные. Цвет зависел и от температуры обжига. Плитка после покрывалась поливой и становилась гладкой.

Самые древние плитки меньше размером, имеют обычно квадратную форму, гораздо реже — прямоугольную или шестиугольную. Технические трудности при получении цветовой палитры заставили мастеров искать иные пути для воплощения творческого замысла: например, для изготовления мотива с медальоном в середине брали четыре плитки, связанных общим сложным рисунком. В результате создавался орнамент, подобный ковру, расстеленному на полу.

Романский орнамент

Мозаика в Санта-Мария-Маджоре

Прекраснейший образец такого пола - церковь Сен-Пьер-сюр-Див (в департамент Кальвадос, Италия), его орнамент представляет собой огромную розетку в три метра, состоящую из рядов плиток. На плитках, попеременно то желтым на черном, то черным на желтом — зооморфные мотивы, пальметты, лилии, геометрический орнамент

Романский орнаментСен-Пьер-сюр-Див. Фрагмент плиток

Фреска, мозаика и витраж

Романский орнамент

Первое искушение Христа Дьяволом, 12 век, роспись на деревянном потолке церкви Святого Мартина, Зиллис, Швейцария

Фреска в романском стиле сформировалась на основе византийских и римских традиций, а кельтский орнаментальный компонент придал им динамичность и несравнимое ни с чем своеобразие. Основной мотив в таком орнаментальном декоре — крин, который является линейным мотивом пальметты. Довольно часто он соединялся с кругами.

 В росписях романского стиля (под влиянием Византии) главенствовали пурпурные тона, но они здесь выглядят более тускло. Только в более поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (уже почти в преддверии готики), колорит заметно очистился, стал прозрачнее и интенсивнее. Вокруг сюжетных росписей присутствовал орнаментальный декор: различные бордюры и геометрические орнаментальные полосы, меандры, ленты, пальметты, орнаменты в виде пчелиных сот.

Романский орнамент

К инкрустациям были близки мозаики, как, например, наборный пол собора в Отранто, выполненный в 1163—1166 гг. и изображающий эпизод легенды об Александре Македонском, вознесенном на небо двумя грифонами.

Славу художественного стекла романской эпохи составляют главным образом витражи. Нам известны, впрочем, немногочисленные образцы стеклянных сосудов, а немецкий монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» уделяет столько же места витражам, сколько и производству сосудов. Он пишет, в частности: «Изготовляются и небольшие сосуды различных цветов (автор перечисляет белый, черный, зеленый, синий, желтый, красный и лиловый цвета, которые, как он говорит выше, применялись и в античных мозаиках); особенно много их у французов, очень искусных стеклоделов».

Изготовлялись в то время различные сосуды и бутылки из выдувного стекла с длинным горлом. Одна такая бутыль находится в музее в Бордо, другой экземпляр из того же музея имеет форму, изогнутую у основания, словно спираль. Можно упомянуть также стеклянную лампаду, найденную в гробнице Жирара, основателя монастыря Всех Святых в Анжере, умершего около 1040 г. Лампады такого типа (Анжер, Музей Сен-Жан) хорошо известны по изображениям, в частности по книжным миниатюрам и по сравнению с ничтожным количеством других изделий из стекла до нас дошло довольно много витражей.

Романский орнамент

 Пророк Даниил из Аугсбургского собора (ок. 1065)

Витражи не были изобретением романской эпохи, они изготовлялись в Сирии и Египте в VIII в. и в Сери-ле-Мезьер во времена Каролингов. Этот вид искусства более чем какой-либо другой, связан с архитектурой, поскольку главной его целью было освещение и одновременно украшение здания. В одиннадцатом веке техника витражей обрела новшество: деревянные рамы. В них монтировались стекла, которые заменились позже свинцовой арматурой, допускавшей большее разнообразие контуров, что позволяло сделать крупнее рисунок. Применявшееся в ту пору стекло было очень толстым, алмаза тогда еще и в помине не знали, поэтому резали стекло раскаленным докрасна железным лезвием.

Монах Теофил подробно описывает метод изготовления витражей из стекла. Стекло делали из буковой золы и хорошо промытого песка, также применяли золу папоротника. Маленькие куски стекла были толщиной полсантиметра. Главными цветами в витражах были синий и красный. Однако существовали и иные цвета: зеленый, пурпурный, желтый. Решительность в выборе колорита сочеталась с явной простотой рисунка, очерченного грубыми свинцовыми полосками, обрамлявшими стекла. Делались и бесцветные витражи, которые просто давали свет. Настоящий расцвет витражного искусства, как уже говорилось выше, был ещё впереди.

Романский орнамент в манускриптах и живописи

Миниатюра. Романский стиль

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Орнамент в декоре манускриптов, продолжает играть весьма существенную роль, но теперь претерпевает некоторые стилистические изменения. Кельтские традиции органично соединяются с активным византийским и римским началом, образуя новое декоративное целое. Плетёнка в романским орнаменте становится более сложной. Она окончательно превратилась в завиток, в него вплетаются зооморфные мотивы и изображения святых. Манускрипты стали гораздо более живописными. Книжная миниатюра, со времени эпохи Каролингов и Мировингов ( об это было рассказано в предыдущей статье ссылка) получила своё дальнейшее развитие.

Миниатюра. Романский стиль

Св.Эрхардт во время мессы. Евангеларий аббатисы Уты из Нидермюнстера. Первая четв. XI в. Мюнхен, Баварская государственная библиотека.

 

Романский орнамент в текстильных изделиях

Европейский текстиль в романский период только делает свои первые шаги. В одиннадцатом веке появились первые шпалеры. До наших жней сохранился единственный гобелен Романского периода — это гобелен Байе (хранится в Вестминстерском аббатстве, Лондон).

Гобелен БайеГобелен БайеГобелен Байе ( Вестминстерское аббатство , Лондон ).

Орнамент на тканях в романский период не был сложным: плоский шов с лёгким рельефом. Ткани вышивали цветным шёлком, золотыми или серебряными нитями.

В ранее средневековье в искусстве вышивки в Германии и Швейцарии был популярен особый шов, который состоял из длинных стежков (лансэ), которые перевивали другой ниткой. Таким швом вышивали святых и зооморфные мотивы. Прекрасные вышивки выполнялись в Италии и Испании. Еще в 12 веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые "вырезные сицилийские сукна". Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города. В Испании во время арабского владычества вышивались орнаменты в испано-арабском стиле, их называли "сицилийскими".

На этом мы заканчиваем наш экскурс по Романскому стилю и орнаменту. Остаётся только добавить, что Романский стиль являлся ранним этаном развития западноевропейской архитектуры, так же, как и Эпоха Каролингов и Мировингов. Но именно из этого стиля, из грубых каменных стен, из, казалось - бы, странных архитектурных орнаментальных мотивов выросла и засияла витражами, взлетела в небо своими шпилями великая Готика - венец средневековья, симфония бесконечного света, музыка камня и торжество стекла. 

Романский орнамент

Использованные материалы:

https://wikipedia.org

Всеобщая история искусств. Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского

Всемирная история архитектуры и стилей – 2014

Буткевич Л.М. История орнамента

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков.

Егер О. Всемирная история. Средние века.

Мустафин А. Настоящая история средних веков. Х., 2014