Toggle

Орнамент в древнем Египте

Просмотров: 13665 Автор: Вячеслав Родэ

Курс истории всегда  начинается с Египта.  Со школы нас учили, что эта страна стала колыбелью цивилизации. Хотя, в принципе, по моему мнению,  ее возраст не является ее основной заслугой. Египетская культура  образовалась от синтеза многочисленных, еще более древних культур, оставшихся практически неизвестными историкам. Его первые орнаменты  часто перекликались с орнаментами более древних цивилизаций, несомненно, указывающих на родство этих культур.

В 5 веке до нашей эры Геродот писал от том, что Египтяне были первой культурой, которая стала воздвигать богам алтари, статуи и храмы Историки со скептицизмом относятся к его заявлению,  первые династии Египта для него были столь же  далекими, как для нас сам Геродот.  Тем не менее, мы сегодня знаем, что он сказал, так что вполне вероятно, по моему мнению,  что и во времена Геродота  о Египте было больше сведений, чем сегодня.
Откуда пришли Египтяне? Я просидел около часа над различными умными книжками, и в кратко  готов объяснить так:
В 6 тысячелетии до нашей эры климат Африки стал значительно более сухим.  Перепуганные народы  сбежались к долине Нила (где ранее было столь влажно, что жить там было практически невозможно) где встретились с другой народностью, которая тоже положила глаз на эту территорию.  Уже к концу этого тысячелетия народность,  жившая на этой территории приобрела ту внешность, которую мы себе представляем.
Орнамент в Египте был не просто декором, это были символичные письмена,  то есть, каждый элемент орнамента подразумевал в себе скрытый смысл. Самым известным для нас символом был лотос.
Египтяне везде видели символизм. Цветок лотоса на ночь закрывается и опускается в воду для того, что бы утром вновь распуститься.  Лотос - символ возрождения, солнца и творчества. Символ верхнего Египта. В орнаментах встречаются самые различные вариации этого символа, каждый из которых может иметь разный подтекст.
Скарабей -  второй по своей известности в орнаменте. Удивительно, что можно было увидеть такого особенного   в насекомом, которое постоянно копается в дерьме. Дело с том, что навозный жук, найдя  кучу говна,  и отвоевав у собратьев хороший кусочек, формирует его в шарик, откладывая яйцо,  а затем начинает таскать его за собой до тех пор, покуда шар не затвердеет . Тогда он закапывает его в землю. Там (Внутри шарика) зарождается его потомство. По мнению Египтян, Бог при сотворении мира сделал примерно то же самое. А шарик из навоза - символ солнца. Этого было достаточно, что бы насекомое прировняли с богами. 

Пожалуй, еще больше повезло в Египте кошкам, они были земным воплощением  Бастет - Богини тепла плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Ей приписывали такие качества, как изящество, красоту,  ловкость. Она была аналогом Артемиды и Афродиты. Короче, очень прикольная богиня, её скульптурки ставили дома для защиты от злых духов.

Священная птица Ибис символизировала Тота – бога науки и магии, изобретателя астрономии, медицины и геометрии, автора «Книги мертвых». Тот также служил небесным летописцем и покровителем Луны (календарь составлялся на основе лунных фаз). Изображался в виде Ибиса или человека с головой Ибиса, увенчанной лунным диском. Примерно соответствует греческому Гермесу.
Крылатый солнечный диск. Согласно мифу, именно такую форму принял Гор  во время битвы со злым богом Сетом. По обеим сторонам диска находится изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Вся композиция символизирует защиту и мировое равновесие.
Перо маат. Маат - богиня справедливости и миропорядка. Статуэтка с этим символом была неизменным атрибутом судьи.
Исида.  Богиня  воды ветра, семейной верности, и защитница детей. Одна из главнейших богинь Египетского пантеона . Культ богини матери  позднее отразился в христианстве. Исида была женой Осириса, и матерью Гора. Отождествляется с такими греческими богинями как Деметра, Персефона, Гера.
Ра. Аналог греческого Гелиоса, верховное божество древнеегипетского пантеона, отец богов. Титул Сына Ра также носили все фараоны. Священным животным Ра  считался сокол, в виде которого он часто изображался. Другой вариант – мужчина с головой сокола, увенчанной солнечным диском или двойной короной.
Цветовая гамма, которая использовалась при создании того или иного элемента, имела не менее важное значение, чем сам символ. В отличие от самого  символа, он отражал не внешнюю форму, а его суть. Это пожалуй одно из первых появлении науки о психологии цвета.  Даже сегодня нередко при создании предметов интерьера, цвет и его сочетания часто используют для создания определенного настроения. Итак, символика цвета в древнем Египте.
Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства Египтян, и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра. Белый цвет, как символ чистоты, так же был позднее позаимствован христианами, хотя не у всех народов этот цвет имеет позитивное значение.
Черный цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис, как бог подземного мира, часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.
Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает - творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта Уаджет переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.
Красный цвет - противоположный зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет - бог хаоса и разрушения - имел красные глаза и волосы. Кроме того, красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.
Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время церемоний. Синий цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу.
Желтый цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась "Золотой богиней".
Упадок Египта не уничтожил саму культуру, религия Египта просуществовала до 6 века, и отразилась на формировании современной христианской религии, но об этом я лучше писать не буду, боюсь, закидают помидорами.