Toggle

Истории в фарфоре

21 Июль 2012 Просмотров: 8081

istorii v farfore1Год выпуска: 2011. Страна: Россия.
Жанр: Документальный.
Режиссер: Елена Плугатырева.
Русский фарфор – это один из самых престижных российских брендов, он стабильно побеждал на международных выставках и попадал в знаменитейшие музеи мира. 
Русский фарфор с орнаментальной росписью, наделённый своеобразием и не уступающий по художественным достоинствам западным образцам фарфора, представляет собой удивительноe явление, вызывающее постоянный интерес любого любителя декоративно – прикладного искусства..
Орнаменты Русского фарфора последней трети XVIII века, не отличаются обилием излишних деталей и «бисерностью», но производит крайне гармоничное впечатление благодаря ясному композиционному соотношению элементов декора, соответствующих форме предметов и подчёркивающих драгоценность самого фарфора.

istorii v farfore2 Неповторимость цветочных вариаций, нежная цветовая гамма отличают работы Императорского фарфорового завода, о котором пойдет речь в предлагаемом фильме. Русский художественный фарфор всегда был явлением самобытным, и занимает почетное место в одном ряду с изделиями Севрского, Берлинского, Венского, Майсенского заводов..
Как же был изобретен русский фарфор? Какие секреты со временем оказались утрачены и сколько операций нужно совершить, чтобы получить одну фарфоровую чашку - об этом рассказывает первый фильм цикла. .
"Под царским вензелем" – так называется второй фильм. По чайным парам и супницам, по парадным вазам и изящным статуэткам можно прочитать всю историю имперской России - со времен основательницы "порцелиновой мануфактуры" Елизаветы Петровны до правления последнего самодержца Николая II. На обратной стороне фарфоровых предметов обязательно ставили вензель правящего монарха. Но нередко и без вензеля можно было угадать, к какой эпохе относится фарфор. 
istorii v farfore3Третий фильм - "Кто не с нами, тот против нас". Революция и гражданская война не смогли уничтожить тонкое искусство фарфора. Царские вензеля на тарелках сменили лозунги "Кто не работает, тот не ест! В первые месяцы после революции на Государственный фарфоровый завод в Петрограде (в спешном порядке переименованный из Императорского; в 2005 году это название было ему возвращено) пришла новая команда художников во главе с Сергеем Чехониным. В 1918 году «чехонинцы» получили от большевистского правительства свой первый заказ —изготовить «бюсты деятелей революции и утилитарно-декоративные предметы с революционными лозунгами».

Согласно ленинскому плану пропаганды символы новой власти следовало размещать повсюду. Даже спичечные коробки и тарелки должны были рассказывать победившему пролетариату о свершениях революции. Что и в каком стиле рисовать, власти пока не уточняли, поэтому художники завода нередко украшали предметы агитационного фарфора орнаментальными росписями в стиле кубофутуризма* или супрематизма. Вместо утонченных буржуазных ваз рождались чашки и чайники, разработанные мастерами русского авангарда - Малевичем, Суетиным, Чашником. "Агитфарфор" стал ярчайшим явлением в истории русского фарфора, а по цене на аукционах даже превзошел императорский фарфор.

istorii v farfore4

Четвертый фильм цикла расскажет о новейшей истории фарфора и его современных создателях-художниках. Рассказ пойдет О знаменитой "Кобальтовой сетке" Среди множества декоров фарфора и разнообразных орнаментов, один из самых знаменитых и узнаваемых - это «кобальтовая сеточка». Эта роспись впервые украсила фарфор в 1945 году, и стала неизменной классикой декораторского искусства и фирменным знаком Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода, мастером которого и была создана художницей Анной Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой орнамент и создала из золотой сеточки ту самую, кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. «Кобальтовая сетка» — простейший, в общем – то орнамент, покорила мир. За создание рисунка «Кобальтовая сетка» художник Анна Яцкевич была награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Четвертый фильм цикла расскажет о новейшей истории фарфора и его современных создателях-художниках. Начиная от самой большой в истории вазы "Победа" с портретом Сталина до композиции "Чечня" современной художницы Инны Олевской, от первых ваз с особой подглазурной росписью Владимира Городецкого до авторского подглазурного фарфора художниц Нелли Петровой и Татьяны Чапургиной, от фантастических пейзажей Алексея Воробьевского до смелых композиций Татьяны Афанасьевой..